01.08.2016
В нашем современном мире часто, упоминается слово филателия, а что это такое? Филателия это вид коллекционирования, систематизация и изучение ЗПО (знаков почтовой оплаты) собственно и обозначает этот термин.
В течение всего развития почты почтовых услуг и филателии появилось много различных терминов, обозначений , которые часто употребляются в филателистической литературе и СМИ, в интернете, в каталогах, в ОПС отделениях почтовой связи, в среде коллекционеров , а также полиграфическом производстве при изготовлении почтовых марок и другой филателистической продукции. Эти слова и термины, часто употребляются коллекционерами они также необходимы и в работе сотрудникам в отделениях почтовой связи, продавцам магазинов и киосков торгующих почтовыми марками и другими филателистическими товарами.
АБКЛЯЧ-
АВТОТИПИЯ- полиграфический термин- Вид печати , который применяется для изготовления почтовых марок и блоков. Это полиграфическое воспроизведение полутоновых изображений ( картин, фотоснимком, тоновых рисунков) , в которых кроме чёрного и белого имеются переходные тона. Если взглянуть под углом на определённом расстоянии на белую поверхность , запечатанную чёрными точками ,то она покажется вам сплошь чёрной и серой в зависимости от размера точек и расстояния между ними. Что бы изготовить полутоновую форму высокой печати, оригинал фотографируют через специальный оптический прибор, РАСТР, как правило это два стекла с нанесёнными на них параллельными чёрными линиями. Стёкла склеены таким образом ,что линии пересекаются под прямым углом и как бы образуют густую сетку. От этого на негативе получается точечное изображение и переносится на цинковую пластину со светочувствительным слоем. Такая пластина травится в азотной кислоте которая разъедает металл пробельными элементами, и точки становятся рельефными. Так получается форма высокой печати с этой формы и печатаются точечные тоновые изображения, где размеры точек изменяются от минимальных светлых до максимально тёмных мест. Способом одноцветной автотипии напечатаны марки СССР № 245 выпуска 1929 года из серии «За индустриализацию « № 268 с рисунком дирижабля над Красной площадью, из серии «Дирижаблестроение» и других почтовых марок СССР.
Во многих государствах мира при печатании почтовых марок применялась трёх и четырёхцветная автотипия и она основана на цветоделении, где изображение печатается тремя – четырьмя красками передающими при наложении друг на друга всё обилие цветных оттенков и тонов оригинала. Способом четырёхцветной автотипии на почтовых марках СССР были воспроизведены шедевры русской живописи – это репродукции с картин И. Шишкина №1175 "Рожь" и №1177 «Утро в сосновом бору» марки поступили в продажу в 1948 году. Цветной автотипией в разные годы были напечатаны советские почтовые марки и блоки, среди них № 1497 "Чёрное море" №1498 "Девятый вал" №1499 Портрет И. К. Айвазовского, посвящённые видам Москвы, павильонам ВСХВ № 1730-1745 выпуск 1955 года и № 1778-1790 выпуска 1956 года. Всего способом одноцветной и цветной автотипией было выпущено в СССР более ста марок. Эти почтовые миниатюры заняли достойное место в коллекциях филателистов всего мира.
АДРЕСАНТ - почтовый термин - Государственная или частная организация или учреждение, а также физическое лицо, которые являются отправителями почтовой корреспонденции: заказных писем и бандеролей, простых писем и бандеролей, посылок, денежных переводов.
АДРЕСАТ - почтовый термин - Получатель заказной или простой корреспонденции: писем, бандеролей, посылок, денежных переводов.
АЛЬБОМ - Это переплетённые или скреплённые между собой плотные листы мелованной бумаги для размещения коллекционных материалов: ХМК – художественных маркированных конвертов, почтовых карточек, почтовых марок и блоков, КПД - конвертов первого дня. Коллекционеры и филателисты часто пользуются специальными иллюстрированными альбомами для марок. В каждом листе такого альбома отпечатаны типографским способом изображения почтовых марок и блоков в натуральную величину ниже изображения даны текстовые пояснения к сюжетам марок и блоков. Такие альбомы как правило бывают хронологическими, в которых марки и блоки размещаются в порядке их выпуска. Но встречаются альбомы и тематические, где коллекционер собирает почтовые марки по теме: Живопись, Космос, Спорт, Флора и фауна, Транспорт, Деятели науки и культуры, и другую тематику. Также выпускаются альбомные листы с миллиметровой сеткой или без неё ,что даёт возможность коллекционеру оформить свою коллекцию по своему желанию и интересу.
БЛОК ПОЧТОВЫЙ – филателистический термин – Блок состоит из одной или нескольких почтовых марок, отпечатанных в один или несколько рядов на специальном листе мелованной бумаге, окружённых полем. Блоки, чаще всего выпускают в честь события или очередного юбилея и как правило их называют памятными. На полях блока делается памятная надпись, и обязательно указываются даты. Также в блоке могут помещаться одна или несколько марок из серии, выпущенных в обращение или оригинального рисунка. Оборотная сторона блока так же, как и марки имеет клеевой слой. А вот размеры блоков могут быть самыми различными от 6,3 Х 8 см. блок №199 (5812) 1987 года выпуска СССР международная спутниковая система «КОСПАС – САРСАТ» до 17,5 Х 22,3 см блок посвящён 70 лет со дня рождения И. В. Сталина № 14 «1393-1396» 1950 года выпуска. Изображённые марки в блоке как правило имеют перфорацию но иногда блоки выпускают и не перфорированными, в беззубцовом варианте блок №62 (3746-3747) СССР выпуска 1969 года. В связи с ХV111 Олимпийскими играми в Токио в 1964 году. Министерство связи в СССР выпустило два блока зелёного и красно-коричневого цвета номиналом 1 рубль . Весь тираж зелёного блока № 36 тиражом 35000 экземпляров был пронумерован типографской надпечаткой красного цвета, что сделало этот блок редким и дорогим.
БИБЛИОФИЛИЯ – коллекционный термин – Собирание и коллекционирование книг.
БОНИСТИКА – коллекционный термин - коллекционирование бумажных денежных знаков, облигаций, чеков.
БУКЛЕТ – (полиграфический термин) – Рекламный текст который отпечатан на одном листе с иллюстрациями, такой лист фальцуется и складывается параллельными сгибами в виде брошюры таким образом, что текст и иллюстрации можно читать без разрезания, а раскрывая буклет в виде ширмы. Как правило, такие буклеты издаются для рекламных проспектов и рекламы о новых поступлениях в продажу почтовых марок и филателистических товаров.
БУКЛЕТ МАРОЧНЫЙ – филателистический термин – Состоит из несколько отпечатанных листочков марок, чаще из разных номиналов и они сброшюрованы в виде книжки – обложке, с пояснительными и рекламными данными. Во всём мире буклеты марочные получили широкое распространение с середины ХХ века, являются предметом коллекционирования.
ВОДЯНОЙ ЗНАК – (филигрань) – Это видимое на просвет рельефное изображения знака, символов или каких- либо букв. Бумагу с водяными знаками изготавливают и применяют для печатания, государственных денежных знаков, почтовых марок, маркированных почтовых конвертов, ценных бумаг с целью не допущения их подделки и фальсификации. Большая часть почтовых марок Российской империи с 1857-1917 годов была изготовлена из бумаги с водяными знаками 1 , 2 , 3 , горизонтальное верже и вертикальное. За годы существования РСФСР (1918-1923) год, СССР (1923-1991) годы, при изготовлении почтовых марок применялось 8 видов бумаги с водяными знаками. Это водяной знаки «теневые квадраты», "ромбы" , "квадраты и углы", самый распространённый водяной знак который применялся на советских почтовых марках – "ковёр". На бумаге с таким водяным знаком "ковёр" напечатаны многие почтовые марки СССР (1925 – 1935) года. С 1936 -1991 год почтовые марки СССР в основном печатаются на простой или мелованной бумаге без водяного знака. Исключение составили две почтовые марки водяной знак «серп и молот» 1950 года №1438-1439 День Победы – 9 мая. Почтовая марка №2413 выпуска 1960 года из серии Флора СССР водяной знак Wm 12. Почтовый блок СССР 1967 года выпуска №3471 блок 52 , водяной знак «50- лет» изображение лавровой ветви.
В 1982 по 1985 год в серии Шедевры Государственного Эрмитажа поступили в почтовое обращение почтовые марки и блоки с водяным знаком Wm 13. Это Итальянская живопись ХV- ХVI вв 5280-52 блок 161.
1983 год №5305 500 лет со дня рождения Рафаэля Санти (1483-1520).
1983 год Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669) №5310-5314 блок 166.
1983 год Шедевры Государственного Эрмитажа . Немецкая живо-пись №5381-5385 блок 171.
1984 год Английская живопись №5415-5419 блок 174.
1984 год Французская живопись №5504-5508 блок 180.
1985 год Испанская живопись №5528-5532 блок 182
Почтовые марки РОССИИ с 1992-2016 года на бумаге с водяными знаками в почтовое обращение не выходили. Почтовые марки, изготовленные и выпущенные в обращение на бумаге с водяными знаками, представляют и вызывают особый интерес у коллекционеров.
ВЫСТАВОЧНЫЙ ЛИСТ – филателистический термин – это – стандартный чистый лист из плотной бумаги размером 27 Х 31 сантиметр. Иногда выставочный лист печатают с тонкой филателистической чёрной сеткой размером 20 Х 27 см. а делается – это в первую очередь для облегчения и удобства расположения на нём филателистического материла: почтовых марок, блоков, а также почтовых карточек, ХМК конвертов и текстового описания для демонстрации на филателистических выставках. Самый распространённый цвет выставочных листов – кремовый или слоновой кости.
ВЫСТАВОЧНЫЙ СТЕНД – филателистический термин - это стандартный односторонний или двухсторонний аккуратный застеклённый стенд, как, правило по международным нормам размером 100 Х 100 сантиметров для размещения в нём с каждой стороны ровно 12 альбомных листов ( 4Х3 ), допускаются и другие размеры выставочного стенда и количества листов в нём. Для удобного обозрения и демонстрации коллекционных материалов на филателистических выставках. Выставочные стенды, как правило, крепятся к соединительным стойкам на шарнирах, тем самым образуя ряды стендов.
ГАШЕНИЕ – почтовый термин – Это нанесение оттиска календарного штемпеля на почтовую марку ЗПО – знак почтовой оп-латы, что подтверждает об оплате почтового отправления. Оттиск ставится на все наклеенные на почтовом конверте почтовые марки, что- бы исключить их повторное использование. Чёткое почтовое гашение считается тогда когда оттиск поставлен не жирно, чёрной штемпельной краской и хорошо читаемый не закрывающей всю марку делая её грязной, а только её край. Первые почтовые марки РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 1857-1917 года до введения в 1864 году календарного почтового штемпеля применялись гашения: пером, до марочным штемпелем, точечным штемпелем, специальным штемпелем. На современных почтовых календарных штемпелях гашения обязательно указана ПОЧТА РОССИИ, город или населённый пункт, индекс и номер почтового отделения связи, год, месяц, число и время отправления корреспонденции. Для оттиска почтового штемпеля применяется чёрная, синяя и красная штемпельная краска. В СССР в городских и населённых пунктах в ОПС для гашения почтовых писем, бандеролей, посылок, применялась чёрная штемпельная краска. На всех почтовых письмах, бандеролях, а также другой корреспонденции, посылаемой за рубеж и получаемой из-за границы в международных почтамтах в Советском Союзе, операторы связи применяли и ставили оттиск почтового штемпеля красной краской.
ГРАВЮРА – полиграфический термин – Один из способов изготовления печатных форм, применяемых в некоторых видах печати. При различных видах исполнения и после обработки гравюра бывает выпуклой или углублённой. При изготовлении выпуклой гравюры – краска наносится на выступающий рельефный рисунок , который воспроизводится на дереве и называется он - ксилография или ещё на одном материале линолеуме ( линогравюра ) , и только потом оттискивается на бумагу. При изготовлении и печати многих советских почтовых марок использовались оригиналы, изготовленные способом ксилографии.
При изготовлении углублённой гравюры , краска заполняет сделанные в доске углубления . Для такого способа используют ме-таллические пластины. Рисунок резцом наносится на металлическую пластину покрытую особым смоляным тонким слоем . В процессе травлении азотной кислотой в металле появляются углубления там, где смоляной слой был нарушен резцом. После снятия смолы все углубления заполняются краской. При печати краска на бумагу попадает только из углублений. Такую углубленную гравюру называют – металлография так, как при изготовлении используют металлы – сталь, медь. Такой способ более точно позволяет передать рисунок на почтовую марку , делая её изображение чётким и торжественным. Способом металлографией выполнены многие почтовые марки СССР.
Добавим, что по способу печати – ксилография относится к группе высокой печати. Отличительный признак ксилографии – это вдавленность в местах углублений в печатной форме, что хорошо видно на обратной стороне почтовой марки.
Металлография – это углублённая гравюра и относится к группе глубокой печати, характерность которой является выпуклость изображения от наложенной краски.
ГРАФИКА – это один из видов изобразительного искусства, где рисунок можно воспроизводить различными методами. К прикладной графике относятся стандартные и художественные почтовые марки, маркированные почтовые конверты, почтовые карточки и этикетки. Поэтому не случайно почтовую художественную миниатюру чаще всего называют произведением, высоко - художественной малой графики.
ГУММИРОВАНИЕ – Современное нанесение клеевого слоя на обратную сторону почтовой марки, художественного почтового блока и клапана маркированного почтового конверта, которые осуществляются на специальной машине. В настоящее время во всех странах мира для гуммирования почтовых марок и почтовых конвертов применяют специальные синтетические и декстриновые клеи.
ДЕФЕКТ – филателистический термин – Это существенное отклонение от филателистических требований, предъявляемых к качеству почтовых марок, блоков и малых листов. Основные и главные показатели высокого качества почтовых марок и блоков следующие : наличие всех зубцов на почтовой марке, для беззубцовых - наличие широких полей которые подтверждают, что почтовая марка не изготовлена из такой же зубцовой марки путём среза перфорации; равномерные поля; отсутствие тонких мест у гашеных марок чёткий аккуратный оттиск почтового штемпеля на гашёных марках ; отсутствие надрывов, деформированных частей марки, морщин на знаках почтовой оплаты.
К дефектным маркам можно отнести; почтовые марки и блоки с надломами ,морщинами, с тонкими местами, с частично отсутствующими зубцами с неправильной центровкой, что приводит к значительному снижению цены от каталога. Но – это не относится к почтовым маркам и блокам, где в процессе изготовления почтовых марок были, допущены технические отклонения и по недосмотру часть тиража с дефектами печати по-пала в продажу, а не в брак.
Конечно, есть особая категория почтовых марок, где дефекты нисколько не снижают стоимость и цену марок, а украсят собой любую коллекцию – это в первую очередь относится к почтовым ранним выпускам выпущенных в почтовое обращение с 1840 по 1875 год, что считается классикой всего мира. Некоторых почтовых марок этого периода осталось очень мало, а особо чистых, не гашёных.
ДУБЛЕТ – коллекционный термин – Двойной экземпляр или одинаковые почтовые марки и блоки в коллекции. Дублеты как правило образуют обменный фонд или лишние экземпляры можно продать. Помещаются в кляссер и хранятся отдельно от главной коллекции.
ЗУБЦЕМЕР – филателистический термин - зубцемер – это одна из основных филателистических принадлежностей коллекционера, специальная линейка с нанесённым на неё шаблоном, которое служит для измерения количества зубцов, на почтовой марке которые приходятся на каждые 2 сантиметра длины всех сторон марки. Против каждого деления стоят цифры от 7 до 16 ½. Если нужно определить число зубцов, то необходимо каждую из сторон марки положить на деление зубцемера, как только штрихи зубцемера совпадут с зубцами определяемой марки, размер зубцовки данной почтовой марки укажет цифра, стоящая рядом с делением. Таким способом можно измерить зубцовку любой марки. Такое измерение является международным стандартом и принято считать во всех странах мира. Зубцемеры обязательно входят в группу филателистических товаров. Зубцемеры как правило изготовлены из металла или алюминия, а также пластика и других материалов.
ЗУБЦОВКА – филателистический термин - Первые выпущенные почтовые марки в мире поступили в продажу в 1840 году в Великобритании. В России первые почтовые марки появились в декабре 1857 года и поступили в почтовое обращение в 1858 году. Первые почтовые марки не имели перфорации и выпускались в без зубцовом варианте и отделить марку от марочного листа можно, было лишь при помощи ножниц или марку приходилось отрывать от листа, что приводило к большому неудобству.